Словесные классы

Словесные классыВ контексте данной темы важное значение имеют особенности становления у детей с задержкой психического развития Словообразовательных процессов . В норме становление проходит два этапа: 1) этап формирования обобщенных словесных классов, на котором ребенок приписывает звуковой форме слова мотивированное значение: 2) этап дифференциации обобщенных словесных классов, когда значение разных связей падает. Дети с ЗПР оказываются нечувствительны к нормам употребления языка, используют атипичные грамматические формы, имеющие характер неологизмов: «стулы», «пальты», «садаш — ный инвентарь» , «копалка» и др. Иногда неологизмы приобретают форму слов — осколков или строятся на основе неправильного сочетания морфем. Особенности словотворчества у старших дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития свидетельствуют о вычленении ими значения корня слова. У детей с ЗПР по мере взросления обобщенные словесные классы находятся еще в стадии становления, что приводит к взрыву детского словотворчества, тогда как в этот период у детей с нормальным психическим развитием подобное встречается в единичных случаях. Вероятно, у детей с ЗПР замедленно становление процесса символизации в области языка. Умственно отсталые дети на протяжении дошкольного возраста словотворчества не проявляют. Если у детей с ЗПР основные трудности состоят в дифференциации обобщенных словесных классов, то у умственно отсталых сверстников — в их формировании.

Читайте также:  Процессы построения замысла