Избирательность нарушений

Избирательность нарушенийИзбирательность нарушений мнестических процессов у детей с ОНР проявляется в дефиците слухоречевой произвольной механической памяти. Она характеризуется снижением объема запоминаемого материала, низкой точностью, монотонной динамикой нарастания воспроизводимого материала, привнесением посторонней информации, низкой прочностью удержания и повышенной тормозимостью слухоречевых следов, низкой продуктивностью отсроченного воспроизведения. Наибольшие отклонения наблюдаются по параметрам прочности запоминания, стабильности регуляции и контроля, устойчивости семантической отнесенности запоминаемых стимулов. Существенное отклонение имеет объем непосредственного запоминания вербальных стимулов. Так, школьники с общим недоразвитием речи с первого предъявления воспроизводят 7 слов, умственно отсталые — 6, нормально говорящие — 8. Последним нужно меньше попыток заучивания, чтобы запомнить и воспроизвести все десять слов, тогда как у детей первых двух групп таких попыток по четыре. Выявлено, что объем запоминания перестает увеличиваться после 3-4 повторений, поскольку многократное предъявление стимулов вызывает утомление, потерю интереса к заданию. По мнению Г. С. Гуменной, успешность протекания мнестической деятельности обусловливается характером речевого материала: наиболее доступны для запоминания часто слышимые и употребляемые слова с конкретным значением, а также эмоционально насыщенные. Особенно ярко это проиллюстрировано в работе И. А. Чистоградовойпри изучении мнестической сферы у детей с нарушениями речи вследствие врожденных расщелин губы и неба. Они достоверно чаще актуализируют в памяти субъективно неприятные детали собственной внешности и негативные аспекты взаимодействия с другими. Синтаксические особенности запоминаемого материала — коротких двустиший типа «Зоя зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка» — также вызывают трудности. Они значительно осложняют мнестическую задачу и снижают качество воспроизведения.