Специальная психология

Специальная психологияПри применении в практике специальной психологии методов и приемов иных психолого-педагогических направлений осуществляется их «подгонка», структурирование, перевод на язык советской психологии. Таким образом, специальная психология как прикладная наука академического типа, а также все ее практические процедуры строились и строятся на понятийном аппарате культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева. На наш взгляд, специальная психология оперирует эффективным методом, который является одновременно и исследовательским, и психотехническим — это формирующий эксперимент. Таким образом, если следовать логике рассуждений Ф. Е. Василюка, специальная психология соответствует всем критериям психотехнической теории и может рассматриваться как одна из практик советской психологии.

Исходя из понимания специальной психологии как психотехнической теории, служащей руководством к построению практики работы с аномальным ребенком, мы полагаем целесообразным рассматривать знания, которые были получены в рамках специальной психологии как дисциплины академического типа, в соответствии с Задачами психологической практики. В самом общем виде психологическая практика работы с аномальным ребенком решает две крупных задачи — диагностики и психокоррекции отклонений в психофизическом развитии. Рассмотрим теоретические позиции и конструкты, помогающие решать практические задачи специальной психологии, поскольку именно они определяют структуру анализа различных видов отклонений в психофизическом развитии ребенка, исходя из которого, можно разрабатывать и описывать логику диагностики и коррекционной работы.

Читайте также:  Умственная отсталость