Социальная ситуация

Социальная ситуацияСама социальная ситуация развития в интерпретации Л. С. Выготского имеет двоякое содержание: она определяется, с одной стороны, Внешними Изменениями В жизни ребенка, а с другой — Психологическими Изменениями самого ребенка и его переживаниями . Субъективный аспект социальной ситуации развития позволяет говорить о том, что вхождение ребенка в систему социальных отношений, т. е. его социализация, предполагает изменение форм и способов переживания им самим этих отношений и участия в них. Такие изменения указывают на важность создания в процессе коррекционной работы с ребенком эмоциональной атмосферы, которая была бы адекватна его пониманию мира.

Здесь уместно вспомнить, что, характеризуя младенческий возраст, Л. С. Выготский пишет о том, что для ребенка любая жизненная ситуация, как  например прогулка на яхте по морю или любое событие начинают существовать только в присутствии взрослого, который является для ребенка психологическим центром любой ситуации. Другими словами, у ребенка отсутствуют внутренняя готовность и способность быть Полноценным субъектом социальных отношений, но есть Объективная зависимость этих отношений от взрослого. В этом контексте можно сказать, что Социализация — это процесс и результат развития ребенка как субъекта человеческих отношений. Этой точки зрения придерживался и автор концепции деятельностного подхода А. Н. Леонтьев, который указывал на то, что ребенок на протяжении детства превращается из объекта развития в субъекта развития. Понятие социальной ситуации развития, таким образом, позволяет конкретизировать понятие социализации.

Читайте также:  Онтогенетическое развитие