Отсутствие валентностей слов

Отсутствие валентностей словОтсутствие валентностей слов : слова, употребляемые детьми, имеют многочисленные связи, а в сознании умственно отсталых детей слова оказываются обособленными друг от друга, не связанными в единую семантическую сеть. Из этого вытекает проблема актуализации нужного слова в нужном контексте. Речевые высказывания умственно отсталого ребенка оказываются неадекватны ситуации.

Ограниченность словарного запаса. В первую очередь из-за ограниченного словарного запаса страдает словарь обобщения, включающий слова, увязывающие мир в единое целое. Разница словарного запаса активного и пассивного словарей детей в норме и олигофренов велика. Это указывает на то, что идеальные формы культуры не преломляются через собственный жизненный опыт ребенка, собственную деятельность и систему смыслов, а значит, не могут активно использоваться им самим. Следует отметить также, что замысел сам по себе является целостным образованием, связывающим элементы деятельности в единое целое и, как правило, выражаемое в слове.

Сниженная умственная работоспособность затрудняет последовательный, планомерный анализ ситуации, необходимый при построении замысла, влияет на способность удержания в сознании цели на протяжении достаточно длительного времени, уменьшает скорость выбора способов мыслительной деятельности, уменьшает стремление к Самостоятельному целеобразованию и достижению результата, а также ослабляет в целом мотивацию к деятельности и решению задачи.

Способность ориентироваться в задании как один из элементов мыслительной деятельности также имеет определенный интерес в качестве фактора, связанного со спецификой осуществления продуктивных действий. Особенности ориентировки в задании представлены в исследованиях И. Н. Логиновой, Б. И. Пинского, ИД. Тригер, Ж. И. Шиф, А. М. Щербаковой, J. R Das и др. Полученные данные говорят о слабой сформированное у данной категории детей Ориентировочной основы деятельности. Формирование ориентировочной основы предполагает анализ предметной ситуации — условий продуктивных действий, выделение отдельных свойств, качеств предмета, выбор адекватных условиям средств и способов взаимодействия с предметом, способность устанавливать связи и отношения между запланированной целью и способами ее достижения. Так, например, у умственно отсталых школьников при решении ими мыслительных задач практически отсутствует предварительный анализ ситуации, они не учитывают контекст деятельности, что является необходимыми условиями создания замысла деятельности.

Читайте также:  Высокий уровень тревожности