Для всех детей с задержкой психического развития характерна пониженная обучаемость. Наблюдается ослабление регуляции во всех звеньях процесса учения. Неумение подчинять свою деятельность поставленной цели сочетается с трудностями в планировании своих действий, с несформированно — стью самоконтроля. Отмечается сниженная интеллектуальная активность. Дети застревают на каком-либо одном способе решения задачи либо действуют непоследовательно и перескакивают с одного способа на другой.
В отношении решения учебных задач дошкольники с ЗПР, как и нормально развивающиеся дети, Способны осознавать об — ьцую цель задания, имеющего жестко определенный алгоритм выполнения, и подчинять ей свою деятельность. Однако при этом дети не могли выстроить план своих действий, не вычленяли логики и средств решения задания, не могли адекватно оценить результат своей деятельности. У большинства дошкольников с ЗПР отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для решения поставленной перед ними задачи, что указывает на несформированность волевой регуляции умственной деятельности.
Нарушения речи изучаются физиологами, невропатолога — ми, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопсихоло — гия как раздел специальной психологии изучает особенности и закономерности психического развития лиц с речевыми расстройствами — механизмы возникновения и структуру психологического дефекта, специфику интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер, общения и личности. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций их предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания.